Стиль Blackwork

Четверг, Март 24, 2011

Классический стиль  blackwork – это вышивка на белом  льне  чёрной  шёлковой  нитью.  А какова история и происхождение  blackwork?

Стиль blackwork, как правило, связывают с Англией, а его расцвет относят к самому началу 16 века, но всёже , по всей вероятности, стиль имеет арабские корни. Именно в этой культуре геометрические орнаменты, исполненные контрастными линиями, присутствуют практически во всех видах искусства, от архитектуры до текстиля. Большое внимание к  орнаменту  объясняется тем, что постепенно, но уверенно распространявшийся ислам запретил изображать живых существ (чуть позднее запрет остался только на изображение человека), и художники могли реализовать свой талант только в сложных  орнаментах  и шрифтах.  Эти геометрические узоры достигли высоты развития на протяжении 9 веков, когда мавры и арабы были доминирующей силой в Испании. Вследствие чего, геометрические узоры вошли и  в испанскую культуру, которая ввела  в орнамент небольшие природные элементы: лист и цветок лотоса, виноградные лозы и розы, гранаты, геральдические грифоны, львы и павлины. Появляется новая структура орнамента в виде пальметты, венка или гирлянды.

В середине 15 века освободив свои  земли от мавров,  испанцы оставили себе некоторые традиции и ремёсла, в том числе, и вышивку геометрических орнаментов.   К началу 16 века свежие художественные и интеллектуальные идеи Возрождения достигли Испании, а к концу века геометрические орнаменты в текстиле были   заменены на отдельные мотивы готики и ренессанса. Все эти мотивы были разработаны в вышивке черным шелком на белом фоне полотна, и стали известны как «blackwork» «черная работа» (по аналогии с «белой работой» белошвеек, которая широко использовалась в вышивке нижнего и постельного белья). Она была широко известна в Испании и остальных странах Западной Европы, включая Англию, где в 16-м и первой половине 17 века достигла своего полного творческого самовыражения.

Уже в Англии  несколько десятилетий спустя  blackwork  проходит путь от мелких и незначительных деталей костюма до очень крупных предметов.  Этот вид вышивки принимает  церковь.  По всей видимости, изысканность и необычный для того времени декоративный эффект перевесили нетерпимость по отношению к чужой арабской культуре. Вслед за богатейшими сакральными предметами появляются отнюдь не скромные королевские, а потом и дворянские костюмы. В Англии стиль несколько видоизменяется, теряя угловатость и абстрактность узоров, и приобретая   плавные линии и  богатейшую растительную орнаментику.

После 17 века понятие blackwork  приобретает  очень интересные направления.

Одна ветвь окрашивается цветом: мастер определял нитью границы, которые ранее работали только в одном цвете, и заполнял их с помощью различных счетных орнаментов в пределах границ — листья зеленым, стебли коричневым, немного фруктов и цветов — клубники в красный цвет, тыквы в желтый…

Другая ветвь, которая очень популярна сегодня: границы узора — это роспись по счету нити,  и заполняет их орнамент по счету, то есть просчитывается четкая схема вышивки.

Третья ветвь почти освободилась от счета нитей: мастер работал в технике поверхностных швов, определяя контур рисунка накладной нитью, включая в орнамент реалистичных птиц и животных, фрукты и цветы, с элементами глади, украшением позументом, блестками и стразами. И только внутри таких контуров использовал счетный геометрический узор в качестве заполнения декоративных элементов. Иногда это похоже на декоративную роспись, иногда на гравюру.

Позже, в 18 веке,  счетная вышивка  росписью широко  распостранилась во всей Европе. В странах восточной Европы работа иногда похожа на дизайн в английском и испанском геометрическом стиле, но ткань более плотно зашивается стежками, сочетаясь с крестом и другими счетными техниками. В России,  в стиле blackwork вышивались  полотенца,  скатерти  и другие  предметы   домашнего обихода.  В Греции используются многие из тех мотивов,  которые были особо любимы в елизаветинской Англии:  тюльпаны,  гвоздики и гранаты, такие родные в Восточном Средиземноморье.  В Италии и Венеции этой техникой в сочетании с гладью,  блестками и стразами расписывали шелковые платья золотой нитью,  о чем свидетельствуют многочисленные портреты знати тех времен.  В частности, мы видим blackwork на многих потретах кисти Ганса Гольбейна младшего, благодаря чему появилось ещё одно название шва -Holbein stitch.

Как  видим  «Блэкворку», как стилю вышивки, очень трудно дать определение.  Он вышивается чёрной нитью, за исключением тех случаев, когда нить красная, голубая или сиреневая. Обычно он одноцветный, за исключением тех случаев, когда в вышивке присутствуют одновременно два или три цвета, или добавлены блёстки, или золотая нить.  Большей частью это контурная вышивка,  за исключением тех случаев, когда это — заполняющая вышивка. Она выполняется по счёту нитей ( кроме тех случаев, когда это не так) и швом роспись(кроме тех случаев, когда она выполняется швом назад иголку или включает шов крестом или простой шов вперёд иголку). Кажется только в одном можно не сомневаться, а именно в том, что историческая вышивка блэкворк почти всегда выполнялась шёлковой нитью по белому льну.

5 комментариев

  1. Thank God! Someone with brinas speaks!

  2. Очень интересная статья

  3. admin:

    Спасибо за проявленный интерес!

  4. Очень стильно и красиво.
    Отличный и познавательный сайт, не знаю, как другим,а мне очень нравится.Приглашаю к себе http://da-shef.ru в гости

  5. admin:

    Большое спасибо! И Ваш сайт мне тоже понравился , очень ВКУСНЫЙ

Добавить комментарий